Павленко Юлия Алексеевна

Музыкальный фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников

15 сентября 2016

Музыкальный фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников

 

Меткость русского фольклора феноменальна и поразительна.

Сказано в XVIII веке:

"От трудов праведных не поставить палат каменных".

Одной из главных задач во всестороннем развитии личности дошкольника является эстетическое развитие дошкольника на основе русского народного музыкального фольклора.

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка.

Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Народное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Наблюдая за ребёнком во время творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Анализ методической литературы и практики музыкального воспитания дошкольников выявил ряд противоречий между:

  • Потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью реализации их на практике;
  • Между культурой быта в семье и прививаемой в ДОУ традиционной народной культурой.

Эти противоречия помогли определить проблему, состоящую в:

  • поиске путей оказания помощи дошкольникам в развитии музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

  • выделено рабочее определение понятия «музыкальные способности»;
  • определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников;
  • включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкально-творческих способностей дошкольников.

Цель:

  • Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной

народной культуре.

Задачи:

  • Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;
  • Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов;
  • Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;

В ходе работы использую следующие методы:

  • Анализ методической литературы;
  • Индивидуальные занятия;
  • Наблюдения;
  • Анализ продуктов детской деятельности.

Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволяет выявить ряд недостатков:

  • Напряжение в пении:
  • Неправильную певческую установку;
  • Зажатость, не эмоциональность исполнения.

Работая с детьми по устранению недостатков по развитию певческих навыков, я использую метод соревнования между рядами. Каждый ряд старается спеть лучше, выполняя правила пения. Это повышает интерес детей к пению.

Большое внимание уделяю дикции. Одним из сложных навыков для детей является чистота интонирования. Дети с фальшивым пением прислушиваются к пению детей с чистой интонацией голоса.

Работая над ритмическим рисунком песни, использую хлопки в ритме мелодии, шумовые музыкальные инструменты.

Условия активизации певческих навыков:

  • Ребенок должен понимать, чего нужно добиться, выполняя задание;
  • Знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение;
  • Повторение упражнения должно быть направлено на устранение недостатков.

В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к ребенку. Стремиться к тому, чтобы дети со средними музыкальными данными приобретали правильные навыки.

В своей работе я использую распевки с элементами игры; игры на развитие правильного звукообразования; песенки-игры для развития певческих навыков; народные попевки, упражнения для развития дыхания, дикции и голоса.

В результате у детей наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается положительно на качестве пения и благотворно влияет на развитие музыкальных способностей детей.

Для более успешной работы в развитии музыкально – творческих способностей детей средствами музыкального фольклора необходимо привлекать родителей: нужно проводить больше бесед с родителями и чаще привлекать для проведения совместных мероприятий.

Развитию творческих способностей дошкольников также способствуют педагогические условия:

  • Методическая музыкальная литература, программы по музыкальному воспитанию. Основным условием в реализации программ является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
  • Успеху педагогического процесса способствует организация уютного обучающего пространства, где воссозданы элементы народного быта, насыщение его подлинными предметами, традиционными игрушками. Мы его назвали «Русская изба». Сейчас в музее много подлинных предметов крестьянского быта, изделия народных промыслов, рукоделия.
  • Приобщение детей к традиционной культуре осуществляется посредством проведения специально разработанных комплексных музыкально-фольклорных занятий. Наряду с изучением народно-обрядовой культуры России проводится вокально-хоровая работа.
  • В своей работе использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям.
  • Кружковая работа направлена на развитие творческой личности. В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, театрализация игровых песен, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
  • Планирование работы осуществляется на основе народного календаря. Итог этой работы – проведение народных праздников. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.

Таким образом, задача приобщения дошкольника к народной культуре является актуальной темой. Дети становятся активными участниками праздников и развлечений, посвященных народным праздникам; принимают участие в концертах для родителей и для детей младших групп; принимают участие в городских музыкальных смотрах и конкурсах.

 

Оставить комментарий: